Специалисты Международного центра реставрации в селе Рождествено восстанавливают «военную летопись» Петербургской филармонии
27 февраля в Международном центре реставрации прошёл пресс-показ, в ходе которого более 30 представителей СМИ получили возможность понаблюдать за процессом «омоложения» афиш, программ и других уникальных филармонических памятников военного времени. Перед началом демонстрации многоступенчатого процесса о значимости проекта рассказали доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юлия Кантор и руководитель Международного центра реставрации Татьяна Черняева.
Бумажные «свидетели» военной поры позволяют реконструировать календарь проходивших в годы Великой Отечественной войны концертов. Хрупкие артефакты не только дают возможность почувствовать, как «звучал» осаждённый Ленинград, в котором вопреки тяготам блокады продолжал выступать Большой симфонический оркестр Радиокомитета (ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга, но и позволяют узнать, что слушали ковавшие Победу в тылу жители Новосибирска, куда был эвакуирован Заслуженный коллектив Республики симфонический оркестр Филармонии (ныне – Заслуженный коллектив России) под руководством Евгения Мравинского.
Всего на реставрацию поступило 274 предмета: в основном это афиши концертов в Новосибирске, но также и блокадные афиши, записная книжка директора Филармонии Бориса Хаиса, остававшегося в городе всю войну, и памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, составленный в послевоенные годы самими сотрудниками музыкального учреждения.
Международный центр реставрации приступил к реализации заключительного этапа трехгодичного проекта «Военная летопись филармонии», результатом которого станет реставрация более 700 артефактов.
«Проект «Военная летопись Филармонии» посвящен, драматическим и героическим годам Великой Отечественной войны, а также роли культуры в период труднейших испытаний, выпавших на долю нашего Отечества. Афиши, привезенные Мравинским из эвакуации, существуют в единственном экземпляре – в Новосибирске, где оркестр провел более трех лет, они не сохранились. Их реставрация принципиально важна для сохранения исторической памяти, воссоздания пространства памяти нашей страны. Наш проект, посвященный 80-летию Победы, не имеет аналогов», – поделилась Юлия Кантор. Проект «Военная летопись филармонии» включен в список ключевых мероприятий, посвященных 80-летию Победы, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным.
«В Международном центре реставрации работает большая мастерская реставрации графики, есть все необходимое современное оборудование для того чтобы сделать все максимально профессионально, – рассказала Татьяна Черняева, руководитель Международного центра реставрации, – Мы очень рады что этот проект реализуется при участии нашего центра, и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, – оказались в заботливых руках руководителя мастерской, Инны Григуль, и её коллег. Сохранение этих памятников для нас – один из важнейших проектов этого года».
Татьяна Черняева выразила уверенность в том, что в процессе выполнения работ реставраторами будут отмечены сохранившиеся на афишах «следы памяти» – например, карандашные пометки – и об этих находках специалисты обязательно расскажут подробно. «В рамках нашего совместного проекта с Петербургской филармонией в конце года пройдет реставрационная конференция, на которой мы расскажем обо всех итогах проведенной реставрации». Конференция, посвященная реставрации как инструменту сохранения исторической памяти, состоится в декабре 2025г., по завершении проекта.
Показывать журналистам процесс работы специалисты начали с процедуры фотографирования. Перед тем, как приступать к каким-либо действиям, необходимо зафиксировать имеющиеся повреждения. Ещё одним обязательным пунктом является взятие проб: нужно измерить ph бумаги, проверить из какого она сделана волокна, а также водостойкость красочного слоя. Бумага времён Великой Отечественной – низкого качества и, к сожалению, сильно окисляется со временем. Основная задача «реанимационных» действий – стабилизировать кислотность. Памятники сначала тщательно очищают. Можно это делать латексной губкой или стирательной резинкой, – как целой, так и размельчённой в крошки. Далее представители средств массовой информации смогли понаблюдать за самым зрелищным этапом – промывкой. Купаться в кювете каждому бумажному объекту пришлось по три раза. Сперва в обычной воде, затем в дистиллированной. Завершающий приём ванны – с буферным раствором. Он создаёт щелочной резерв, повышает прочность и долговечность. После водных процедур предметы положили на фильтровальную бумагу сушиться. Последнее, что художники-реставраторы продемонстрировали в ходе пресс-показа – кропотливый процесс восполнения утрат. Здесь основное правило: обратимость. Подручные материалы, будь то клей или краска, обязательно должны быть естественного происхождения. Кусочки бумаги тщательно подбираются, чтобы они были нужного цвета и толщины. Специалисты подклеивают разрывы, укрепляют заломы.
Первую группу «пациентов» «стационар» в Рождествено выпишет уже в апреле. После возвращения домой, в музыкальную библиотеку Санкт-Петербургской филармонии, они сразу предстанут перед публикой на выставке, посвящённой 80-летию Победы. Реставрация же остальных памятников завершится в конце 2025 года.
Бумажные «свидетели» военной поры позволяют реконструировать календарь проходивших в годы Великой Отечественной войны концертов. Хрупкие артефакты не только дают возможность почувствовать, как «звучал» осаждённый Ленинград, в котором вопреки тяготам блокады продолжал выступать Большой симфонический оркестр Радиокомитета (ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии) под управлением Карла Элиасберга, но и позволяют узнать, что слушали ковавшие Победу в тылу жители Новосибирска, куда был эвакуирован Заслуженный коллектив Республики симфонический оркестр Филармонии (ныне – Заслуженный коллектив России) под руководством Евгения Мравинского.
Всего на реставрацию поступило 274 предмета: в основном это афиши концертов в Новосибирске, но также и блокадные афиши, записная книжка директора Филармонии Бориса Хаиса, остававшегося в городе всю войну, и памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, составленный в послевоенные годы самими сотрудниками музыкального учреждения.
Международный центр реставрации приступил к реализации заключительного этапа трехгодичного проекта «Военная летопись филармонии», результатом которого станет реставрация более 700 артефактов.
«Проект «Военная летопись Филармонии» посвящен, драматическим и героическим годам Великой Отечественной войны, а также роли культуры в период труднейших испытаний, выпавших на долю нашего Отечества. Афиши, привезенные Мравинским из эвакуации, существуют в единственном экземпляре – в Новосибирске, где оркестр провел более трех лет, они не сохранились. Их реставрация принципиально важна для сохранения исторической памяти, воссоздания пространства памяти нашей страны. Наш проект, посвященный 80-летию Победы, не имеет аналогов», – поделилась Юлия Кантор. Проект «Военная летопись филармонии» включен в список ключевых мероприятий, посвященных 80-летию Победы, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным.
«В Международном центре реставрации работает большая мастерская реставрации графики, есть все необходимое современное оборудование для того чтобы сделать все максимально профессионально, – рассказала Татьяна Черняева, руководитель Международного центра реставрации, – Мы очень рады что этот проект реализуется при участии нашего центра, и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, – оказались в заботливых руках руководителя мастерской, Инны Григуль, и её коллег. Сохранение этих памятников для нас – один из важнейших проектов этого года».
Татьяна Черняева выразила уверенность в том, что в процессе выполнения работ реставраторами будут отмечены сохранившиеся на афишах «следы памяти» – например, карандашные пометки – и об этих находках специалисты обязательно расскажут подробно. «В рамках нашего совместного проекта с Петербургской филармонией в конце года пройдет реставрационная конференция, на которой мы расскажем обо всех итогах проведенной реставрации». Конференция, посвященная реставрации как инструменту сохранения исторической памяти, состоится в декабре 2025г., по завершении проекта.
Показывать журналистам процесс работы специалисты начали с процедуры фотографирования. Перед тем, как приступать к каким-либо действиям, необходимо зафиксировать имеющиеся повреждения. Ещё одним обязательным пунктом является взятие проб: нужно измерить ph бумаги, проверить из какого она сделана волокна, а также водостойкость красочного слоя. Бумага времён Великой Отечественной – низкого качества и, к сожалению, сильно окисляется со временем. Основная задача «реанимационных» действий – стабилизировать кислотность. Памятники сначала тщательно очищают. Можно это делать латексной губкой или стирательной резинкой, – как целой, так и размельчённой в крошки. Далее представители средств массовой информации смогли понаблюдать за самым зрелищным этапом – промывкой. Купаться в кювете каждому бумажному объекту пришлось по три раза. Сперва в обычной воде, затем в дистиллированной. Завершающий приём ванны – с буферным раствором. Он создаёт щелочной резерв, повышает прочность и долговечность. После водных процедур предметы положили на фильтровальную бумагу сушиться. Последнее, что художники-реставраторы продемонстрировали в ходе пресс-показа – кропотливый процесс восполнения утрат. Здесь основное правило: обратимость. Подручные материалы, будь то клей или краска, обязательно должны быть естественного происхождения. Кусочки бумаги тщательно подбираются, чтобы они были нужного цвета и толщины. Специалисты подклеивают разрывы, укрепляют заломы.
Первую группу «пациентов» «стационар» в Рождествено выпишет уже в апреле. После возвращения домой, в музыкальную библиотеку Санкт-Петербургской филармонии, они сразу предстанут перед публикой на выставке, посвящённой 80-летию Победы. Реставрация же остальных памятников завершится в конце 2025 года.