ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
НЕСМОТРЯ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИКОНА ОСТАЕТСЯ НАИМЕНЕЕ ИЗУЧЕННЫМ ВИДОМ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ И В НАШЕ ВРЕМЯ
Древнерусская живопись занимает особое место в отечественной культуре. Несмотря на десятилетия исследований, икона до сих пор является наименее изученным видом станковой живописи и даже в наше время, опираясь на опыт предшественников и современные методы исследований, искусствоведы и реставраторы открывают новые грани труда древних изографов.
Возникнув в эпоху становления Христианской Церкви, к концу IX века икона стала неотъемлемой частью православной литургии и живописным свидетельством Боговоплощения. Придя на Русь из Византии иконопись постоянно менялась и развивалась, и к началу XV века русские мастера выработали свой особый стиль живописи, который стал одной из вершин отечественного искусства.
Благодаря особенностям бытования и техники живописи, долгое время древние образы находились под слоями поздних поновлений и потемневшего лака, и лишь к концу XIX – началу XX века русская икона была заново открыта и начались первые попытки раскрытия живописи от записей. Качественный скачок в реставрации темперной живописи произошел в конце 70-х годов прошлого века, когда О.В. Лелекова, а затем С.И. Голубев полностью изменили подход к раскрытию произведений.
В своей работе мы опираемся на методики, разработанные Сергеем Ивановичем Голубевым, будучи заведующим мастерской реставрации древнерусской живописи Русского музея, он в корне изменил подход к укреплению и раскрытию произведений, переведя всю работу по удалению поздних записей и утоньшению лаковой пленки под микроскоп. Это позволило гораздо точнее подойти к пониманию первоначального авторского замысла. Иконопись оказалась значительно более сложной и многогранной в техническом смысле.
В фондах музеев Ленинградской области хранится значительное количество памятников древнерусской иконописи, представляющих собой культурную, историческую и художественную ценность. Наша мастерская, открывшаяся в марте 2024 года, призвана спасти и сохранить эту коллекцию.
Музейные фонды Ленинградской области располагают обширной коллекцией икон древнерусского периода, представляющих собой значительный культурный, исторический и художественный интерес.
Для сохранения этого бесценного наследия в марте 2024 года мы открыли специализированную реставрационную мастерскую.
В ней мы трудимся над реставрацией памятников иконописи, обеспечивая их сохранность для будущих поколений.
Вопрос-ответ
В ГБУК ЛО «Международный центр реставрации» реставрацию музейных предметов осуществляют художники-реставраторы, имеющие квалификационную категорию в соответствии с требованиями МК РФ и статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
В настоящей момент в МЦР выполняют технико-технологические исследования, которые сопровождают реставрационные процессы и являются неотъемлемой частью научной реставрации музейных предметов.
Мы рассматриваем возможность выполнения реставрационно-восстановительных работ не музейных предметов по заказам частных лиц на коммерческой основе.