Среди памятников прикладного искусства ткань и кожа – одни из самых хрупких материалов. Шерсть, шелк, хлопок, лен, кожа – органические материалы. Это делает их крайне чувствительными к различным факторам окружающей среды на всех этапах существования. Органические материалы, как и люди, подвержены естественному старению. Реставратор не может этот процесс остановить, но может его в значительной степени замедлить, убрав негативные факторы — загрязнения, повреждения, деформации.
В практике нашей мастерской существует индивидуальный подход к каждому предмету, нуждающемуся в реставрации. Для определения методик и порядка выполнения работ, предварительно проводится визуальное исследование памятника с целью выявления ветхих участков, различного вида загрязнений, разрывов, сечений, утрат, других повреждений, искажающих внешний вид памятника, а иногда его образное значение. Выявляются внесённые в процессе бытования конструктивные изменения, добавления инородных элементов, следы предыдущих поновлений или реставраций. В зависимости от типов повреждений, полученных текстильными материалами, выбираются методы реставрации или, в особых случаях, разрабатывается методика.
Реставрационная мастерская работает с самыми разнообразными видами музейного текстиля, в том числе с древнерусскими шитьем, церковным облачением, военными знаменами и формой, бытовым и праздничным народным и городским костюмом, шалями и платками, веерами и куклами. Такой широкий охват различных видов музейных экспонатов, состоящих не только из тканей, но и из бумаги, дерева, металла, кожи, кости, иногда с живописным или графическим декором возможен благодаря тесным контактам с другими мастерскими реставрационного центра.
Реставрационная мастерская начала свою работу в ноябре 2023 года. Существенное место в работе реставраторов тканей занимают также профилактические осмотры в фондах, на экспозиции и подготовка экспонатов к многочисленным выставкам в музеях. Помимо работы в мастерской реставраторы регулярно выезжают в командировки в областные музеи для реставрации на месте и отбору экспонатов на реставрацию в Центр.
В своей деятельности мы придерживаемся основных принципов отечественной школы реставрации и Венецианской хартии. Используем ценнейший опыт музейной реставрации для решения всё более сложных задач.