мастерская реставрации гипса, камня и керамики

Станислав Борисович Щигорец

Заведующий
Главная / Реставрация / Реставрация гипса, камня и керамики

МАСТЕРСКАЯ ФУНКЦИОНИРУЕТ С 2025 ГОДА И ЗАНИМАЕТСЯ РЕСТАВРАЦИЕЙ ГИПСОВОЙ И КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ, А ТАКЖЕ ПРЕДМЕТОВ ИЗ КЕРАМИКИ, В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПИРАЯСЬ НА НОВЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МЕТОДИКИ.

Камень - твёрдая горная порода. Гипс - переработанный минерал из класса сульфатов, - его смешивают с водой для получения однородной массы, а потом заливают в заранее подготовленную форму. Термин же «керамика» объединяет разные изделия из обожжённой глины: фарфор, фаянс, майолику, терракоту, бисквит, изразцы и многое другое.

Материалы, с которыми приходится работать специалистам, были известны человечеству ещё на заре его существования. Камень – ключевой элемент развития нашей цивилизации. А гипс первыми начали использовать древние египтяне. Раствор из него, к примеру, в своё время, надёжно скрепил блоки знаменитой пирамиды Хеопса. Первая же керамика появилась около 25-30 тысяч лет назад, во времена палеолита.

Несмотря на то, что памятники из камня намного долговечнее и прочнее гипсовых и керамических, главные проблемы у них одни: с течением времени нередко образуются трещины, сколы и иные, часто значительные, утраты.

Перед тем, как приступить к реставрации керамических, каменных и гипсовых предметов, сотрудники мастерской детально изучают техническое задание и историю бытования объектов. Делают фотофиксацию, берут необходимые пробы. Оценивают текущее состояние, имеющиеся повреждения и причины их возникновения. После анализа результатов исследований, утверждается план необходимых мероприятий.

В случае с каменной скульптурой, обычно происходит очистка от загрязнений, удаление наслоений, стабилизация трещин, восстановление утраченных фрагментов и восполнение объёмов.

Что же касается керамики, тут, помимо загрязнений, часто требуется убрать и следы прошлой, не всегда профессиональной, реставрации. Далее, как правило, идёт соединение разрозненных частей, заполнение сколов, трещин и утраченных фрагментов подходящим материалом с последующей шлифовкой для выравнивания поверхности. Завершается процесс нанесением глазури для восстановления внешнего вида и защиты.

В ходе реставрации гипсовой пластики, после удаления пыли и грязи, специалисты, если это необходимо, аккуратно убирают старые слои лака или краски, укрепляют поверхность. После этого приступают к восполнению утрат с помощью гипсового раствора. Финишная отделка включает, в зависимости от случая, шлифовку, восстановление утраченного орнамента или рельефа.

Каждый материал требует индивидуального подхода. Гипс – хрупкий, но, в то же время, очень пластичный. Он способен принимать любую форму. Керамику отличает также податливость, но, вместе с тем, прочность и долголетие. Камень – главный символ мудрости, силы, величия и непоколебимости. Но даже он под воздействием негативных факторов может превратиться в песок. Сотрудники мастерской делают всё возможное, чтобы подобное никогда не случилось.
Сотрудники мастерской:

Станислав Борисович Щигорец, художник-реставратор высшей категории. Стаж работы по специальности – 28 лет.
Ольга Евгеньевна Окатова, художник-реставратор, член Санкт-Петербургского Союза художников, член Союза художников Ленинградской области. Преподаватель Академии реставрации и дизайна. Является автором памятной доски Николаю Гумилёву, установленной на 5 Линии Васильевского острова, дом 10, а также скульптурной части мемориала «Павший лист» в селе Давыдово Старорусского района Ленинградской области.

Вопрос-ответ

Задать вопрос о реставрации

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности