Реставрация смешанных техник

Лыткина Александра Сергеевна

Заведующий
Главная / Реставрация / Реставрация смешанных техник

В ФОНДАХ МУЗЕЕВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ХРАНИТСЯ МНОЖЕСТВО ПРЕДМЕТОВ, КОТОРЫЕ СЛОЖНО ОТНЕСТИ К ТРАДИЦИОННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ.

НАПРИМЕР, ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЕ, МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ХОЛСТЕ, ГРАФИКА, АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

В фондах музеев Ленинградской области содержится множество предметов хранения и постоянного экспонирования, которые трудно отнести к таким привычным направлениям консервации и реставрации, как: темперная живопись на деревянной основе, масляная живопись на холсте, графика, архивные документы, декоративно-прикладное искусство. В первую очередь речь идет о живописи, созданной в так называемой «смешанной технике», где для создания произведения автором в структуре красочных слоев были задействованы различные техники исполнения в их непосредственных смесях, а также, менее традиционные основы для живописи – бумага, картон, металл, современные материалы (оргалит, фанера и пр.), в том числе и полимерные. Большинство таких произведений создавались в ХIХ – начале ХХ веков (период авангарда), а также на протяжении советского периода истории. В более ранние годы художники стремились расширить различными приемами свои творческие возможности, но в послереволюционный период, а также во второй половине ХХ века выбор материалов зачастую диктовал их скудный выбор и обращение к подручным материалам, не предназначенным непосредственно для создания живописных произведений.

В качестве примеров можно отметить такие предметы фондов, как быстрые масляные этюды на картоне или бумаге, клеевая, темперная, акриловая живопись на различных основах, живопись на металлических пластинах, картины, выполненные с использованием растворимых и нерастворимых красок в их сочетаниях, а также с добавлением различных сыпучих и современных строительных материалов, театральные декорации, городские вывески и прочее.

Перечисленные ранее особенности техник авторов произведений существенно повлияли на долговечность хранения и экспонирование многих предметов, параллельно выявив новые задачи для консервации и реставрации: многие методики консервации требуют переосмысления в виду открывшихся противоречий, заложенных в природе материальной структуры произведений. В мастерской реставрации смешанных техник Международного центра реставрации для каждого такого предмета разрабатывается индивидуальный план реставрационных мероприятий с обязательной консультацией со специалистами из различных направлений реставрации.

Вторым большим направлением деятельности мастерской является реставрация книжного переплета, старинных рукописных книг, а также предметов быта и декоративно-прикладного искусства, выполненных из кожи. В фондах музеев хранится огромное количество единиц хранения библиотечных коллекций, а также мемориальные книги в самом различном состоянии сохранности, в том числе, нуждающиеся в срочной консервации для стабилизации и обеспечения возможности дальнейшего их хранения.

Мастерская реставрации смешанных техник планирует активно развиваться в описанных направлениях и готова к методологическому и практическому сотрудничеству с коллегами смежных направлений реставрации и хранителями музейных фондов, чтобы углубить и расширить возможности своей деятельности.
Наши планы и сотрудничество
Мастерская реставрации смешанных техник планирует активно развиваться в этих направлениях. Мы готовы к методологическому и практическому сотрудничеству с коллегами из смежных областей реставрации и хранителями музейных фондов. Это поможет нам углубить и расширить возможности нашей работы.

Наша команда
На сегодняшний день в составе нашей мастерской трудятся два опытных реставратора:
Александра Сергеевна Лыткина — заведующая мастерской, художник-реставратор станковой живописи
Игорь Владимирович Исиляев — художник-реставратор переплета

Вопрос-ответ

Задать вопрос о реставрации

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности