В мастерской реставрации темперной живописи прошёл расширенный совет, посвященный работе над иконостасом XVII века из Троицкого собора Александро-Свирского монастыря.
Помимо сотрудников Международного центра, в мероприятии приняли участие эксперты из Русского музея – заведующая отделом реставрации древнерусской живописи, Елена Васильевна Азарнина и заведующая отделом древнерусского искусства, Ирина Дмитриевна Соловьёва, а также представители Музейного агенства Ленинградской области – Леся Анатольевна Колесникова и Андрей Александрович Смирнов.
Поводом для обсуждения стало начало реставрации первых двух икон – «Богоматери на Престоле» и «Пророка Давида» из иконостаса Троицкого собора Александро-Свирского монастыря.
Комплекс из 53 икон конца XVII века переехал в Международный центр в сентябре прошлого года. Большинство памятников - в аварийном состоянии. В начале XX столетия они стали свидетелями многих тяжёлых испытаний. После того, как большевики закрыли обитель, на её территории располагались тюрьмы, казармы, психиатрическая лечебница, инвалидные дома. Святыни находились и под открытым небом, и в помещениях, совершенно не приспособленных для хранения. Покинули многострадальный монастырь они только в 1984-ом и переехали в Лодейнопольский краеведческий музей, осев в его фондах на долгие 40 лет. Возможность полноценного комплексного исследования и реставрации старинной темперной живописи появилась в Ленинградской области только после открытия Центра в селе Рождествено. Перед тем как ценный груз отправился в дорогу, специалисты совершили две экспедиции для подготовки его к переезду. Провели превентивные консервационные работы, отобрали пробы, сделали микрофотосъёмку и описание сохранности.
Подробно о выявленных тогда главных болевых точках участникам реставрационного совета рассказал заведующий мастерской реставрации темперной живописи, Дмитрий Геннадьевич Пейчев:
«Трудности, с которыми мы столкнулись, будут влиять на выбор методики по укреплению произведений. Почти на всех памятниках была живая плесень. Для обеспечения сохранности во время транспортировки, на иконы была поставлена профилактическая заклейка. В течение двух недель мы этим занимались. После их перемещения в Центр провели микологическую экспертизу, которая подтвердила наличие плесени. Первоначальной нашей задачей стала фунгицидная обработка, сейчас же мы переходим к укреплению».
Процесс укрепления специалисты решили начать с произведений из пророческого ряда, так как он лучше всего сохранился. Консервация икон «Богоматерь на Престоле», «Пророк Давид», а в последствии и других, сходных по повреждениям памятников комплекса, будет проводиться синтетическими атгезивами (материалами, используемыми для склеивания различных поверхностей). Выбор методики Дмитрий Пейчев аргументировал имевшим место 13 лет назад успешным опытом реставрации аварийной иконы «Святой преподобный Александр Свирский в житии» из того же монастыря. По прошествии лет состояние спасённого произведения остаётся стабильно хорошим.
Руководитель мастерской реставрации темперной живописи, в итоге, подытожил: «Укрепление на синтетический клей дало прекрасный результат. Смысла менять методику не вижу. После того как их укрепим, можно будет проводить технологические исследования: рентген, съёмку в инфракрасном спектре излучения, чтобы понять степень сохранности авторской живописи. Почти у всех икон, через утраты верхней масляной записи, выполненной в XIX веке, просматривается нижележащий красочный слой. Но, пока мы не проведём весь комплекс консервации и предварительных исследований, поднимать вопрос о методах и степени раскрытия того или иного произведения комплекса - преждевременно».
По методике Ленинградской школы реставрации, раскрытие икон – процесс долгий и непростой. Он осуществляется под микроскопом, а высота большинства памятников более двух метров. Специалисты с помощью микроскальпеля будут ювелирно удалять слой за слоем. По предварительным прогнозам, работы точно хватит, как минимум, на два поколения. Ожидать своей очереди жемчужины XVII века будут с комфортом. В фондохранилище, где сейчас они размещены, температура 20 градусов, влажность 50 процентов, постоянное кондиционирование и специальная система хранения.
Помимо сотрудников Международного центра, в мероприятии приняли участие эксперты из Русского музея – заведующая отделом реставрации древнерусской живописи, Елена Васильевна Азарнина и заведующая отделом древнерусского искусства, Ирина Дмитриевна Соловьёва, а также представители Музейного агенства Ленинградской области – Леся Анатольевна Колесникова и Андрей Александрович Смирнов.
Поводом для обсуждения стало начало реставрации первых двух икон – «Богоматери на Престоле» и «Пророка Давида» из иконостаса Троицкого собора Александро-Свирского монастыря.
Комплекс из 53 икон конца XVII века переехал в Международный центр в сентябре прошлого года. Большинство памятников - в аварийном состоянии. В начале XX столетия они стали свидетелями многих тяжёлых испытаний. После того, как большевики закрыли обитель, на её территории располагались тюрьмы, казармы, психиатрическая лечебница, инвалидные дома. Святыни находились и под открытым небом, и в помещениях, совершенно не приспособленных для хранения. Покинули многострадальный монастырь они только в 1984-ом и переехали в Лодейнопольский краеведческий музей, осев в его фондах на долгие 40 лет. Возможность полноценного комплексного исследования и реставрации старинной темперной живописи появилась в Ленинградской области только после открытия Центра в селе Рождествено. Перед тем как ценный груз отправился в дорогу, специалисты совершили две экспедиции для подготовки его к переезду. Провели превентивные консервационные работы, отобрали пробы, сделали микрофотосъёмку и описание сохранности.
Подробно о выявленных тогда главных болевых точках участникам реставрационного совета рассказал заведующий мастерской реставрации темперной живописи, Дмитрий Геннадьевич Пейчев:
«Трудности, с которыми мы столкнулись, будут влиять на выбор методики по укреплению произведений. Почти на всех памятниках была живая плесень. Для обеспечения сохранности во время транспортировки, на иконы была поставлена профилактическая заклейка. В течение двух недель мы этим занимались. После их перемещения в Центр провели микологическую экспертизу, которая подтвердила наличие плесени. Первоначальной нашей задачей стала фунгицидная обработка, сейчас же мы переходим к укреплению».
Процесс укрепления специалисты решили начать с произведений из пророческого ряда, так как он лучше всего сохранился. Консервация икон «Богоматерь на Престоле», «Пророк Давид», а в последствии и других, сходных по повреждениям памятников комплекса, будет проводиться синтетическими атгезивами (материалами, используемыми для склеивания различных поверхностей). Выбор методики Дмитрий Пейчев аргументировал имевшим место 13 лет назад успешным опытом реставрации аварийной иконы «Святой преподобный Александр Свирский в житии» из того же монастыря. По прошествии лет состояние спасённого произведения остаётся стабильно хорошим.
Руководитель мастерской реставрации темперной живописи, в итоге, подытожил: «Укрепление на синтетический клей дало прекрасный результат. Смысла менять методику не вижу. После того как их укрепим, можно будет проводить технологические исследования: рентген, съёмку в инфракрасном спектре излучения, чтобы понять степень сохранности авторской живописи. Почти у всех икон, через утраты верхней масляной записи, выполненной в XIX веке, просматривается нижележащий красочный слой. Но, пока мы не проведём весь комплекс консервации и предварительных исследований, поднимать вопрос о методах и степени раскрытия того или иного произведения комплекса - преждевременно».
По методике Ленинградской школы реставрации, раскрытие икон – процесс долгий и непростой. Он осуществляется под микроскопом, а высота большинства памятников более двух метров. Специалисты с помощью микроскальпеля будут ювелирно удалять слой за слоем. По предварительным прогнозам, работы точно хватит, как минимум, на два поколения. Ожидать своей очереди жемчужины XVII века будут с комфортом. В фондохранилище, где сейчас они размещены, температура 20 градусов, влажность 50 процентов, постоянное кондиционирование и специальная система хранения.